Постоянную экспозицию «Галереи искусств» составляют, прежде всего, произведения живописи, эмали, графика, в частности работы Библейского цикла, а также модели как уже известных скульптур президента Российской академии художеств Зураба Церетели, так пока еще не осуществленных.

Наибольший объем работ, представленных в экспозиции Галереи искусств, составляют живописные произведения. Тематически выделяются два зала. Один из них посвящен Чарли Чаплину, второй - можно условно назвать «Залом памяти». В нем представлены картины-посвящения любимым художникам мастера – Пиросмани и Ван Гогу, Матиссу и Пикассо, Шагалу и Дали. Это не работы «в стиле» того или иного мастера, а переосмысление наследия великих предшественников-живописцев, стремление посмотреть на мир их глазами, сквозь призму их творчества. В этом зале понимаешь, что скульптурная композиция «Мои любимые художники», установленная перед входом в музей-мастерскую на Большой Грузинской, возникла не на пустом месте, что замысел ее вынашивался автором десятилетия. Здесь становится очевидным, что рождение этой скульптуры стало итогом многолетних поисков Церетели в искусстве, фактом признания им необходимости самого главного для творческой личности, чему его научили его «любимые художники», - творческой свободы.

Чарли Чаплин – один из самых любимых героев в творчестве Зураба Церетели. Во время поездки во Францию в 1960-е художник увидел огромную книгу о Чарли Чаплине и навсегда заболел искусством этого гениального комика. «Чарли Чаплин – фантастический человек, - говорит Церетели. – Я выбрал его, потому что понравилась его пластика, движения, мимика. Все время открываю его характер…» Чарли Чаплин прошел отличную выучку в пантомиме, выйдя в возрасте 18 лет на профессиональную сцену. Благодаря пантомиме он обрел тайну воздействия на зрителя мимики, жеста, движения, когда все тело артиста служит ему универсальным совершенным инструментом. Чарли Чаплин называл пантомиму «музыкальной речью». Образ легендарного артиста мастер запечатлел во всех техниках, в которых работает, - в живописи, графике, эмали, рельефах, скульптуре. Работы Зураба Церетели в зале, посвященном Чарли Чаплину, раскрывают множественные грани бездонного творчества этой удивительной личности. Каждое произведение – как еще одна черта характера артиста, его жизни, его искусства. Не являясь портретами Чаплина в привычном смысле слова, работы Церетели тонко и необычно раскрывают суть артиста, его внутренний мир, даже приоткрывают его тайну, которой Чарли Чаплин, как гений, несомненно, обладал. Глядя на них, вспоминаются слова Луи Арагона, сказанные им о портретах, написанных Анри Матиссом, с которым писатель дружил многие годы: «Будучи увиденным именно так и именно этим художником, я узнаю о себе куда больше, чем мог бы узнать, глядя во все зеркала мира»

Экспозиция Галереи искусств обширна, здесь можно, не торопясь, переходить из зала в зал, вновь и вновь отдаваться удивительному ощущению энергетического потока, который словно переносит зрителя от картины к картине. А порой и возвращает к предыдущей, когда хочется еще раз ощутить ни с чем не сравнимое наслаждение от чувства, которое испытываешь при встрече с гармонией и красотой.

Значительную часть экспозиции Галереи искусств составляют скульптурные произведения. Наиболее яркие, знаковые образы представлены в большом зале, расположенном рядом с домовой церковью.

Открывает экспозицию модель памятника, посвященного 300-летию Российского флота (1996-1997). Скульптура была установлена в Москве в 1997 году. Этот монумент, больше известный как «памятник Петру I», вызвал наибольшие споры между его сторонниками и противниками.

По замыслу автора, император Петр предстает, прежде всего, как великий флотоводец. Символика произведения - рулевой - карта – руль - полностью исчерпывает суть деятельности флотоводца. Но Петр являлся также руководителем и преобразователем великой империи. Поэтому в памятнике присутствует дух Императора: художник «облачил» Петра в римские доспехи, вознес его над несоразмерно малым фрегатом и «построил», таким образом, величественную, целеустремленную, неустрашимую фигуру - знак Великого Императора. Основанием памятника непосредственно Петру служит ростральная колонна, составленная из кораблей конца XVIII века и первого корабля русского регулярного флота, на капитанском мостике которого и стоит император. Благодаря включению в скульптурную композицию ростральной колонны, которая еще со времен Древнего Рима воздвигалась не только в честь морских побед, но и как символ морского могущества страны, зритель наглядно видит, что при императоре Петре Великом флот стал мощным пьедесталом Российской империи.

В противоположных концах зала расположены модели скульптурных композиций, составляющих две части одного проекта «Как Европа нашла Америку», посвященного 500-летию исторического плавания Христофора Колумба к берегам американского континента. Первая часть проекта - монумент «Рождение Нового Человека», установленный в Севилье, Испания, в 1995 году. Высота – 45 м. Бронза, медь. Вторая часть проекта - монумент «Рождение Нового Света», который будет установлен на северном побережье Пуэрто-Рико, возле города Аресибо. Торжественное открытие монумента планируется в 2012 году, который объявлен Годом России-США. Высота скульптуры составляет 126 м. Бронза, медь, нержавеющая сталь.

История проекта началась в 1989 году, когда в честь 500-летия похода флотилии Колумба испанцы и американцы решили возвести памятники в двух странах. Тогда же был объявлен всемирный конкурс на лучший проект. Победил проект, который представил Зураб Церетели, состоящий из двух частей: один монумент предполагалось установить на континенте Европа, другой - на континенте Америка.

Первая скульптура под названием «Рождение Нового Человека» была установлена на испанской земле в Севилье, откуда Колумб отправился в легендарное плавание. Основой замысла художника послужила легенда о «Колумбовом яйце». Во время обеда у кардинала Мендосы Христофор Колумб рассказывал о своем открытии Америки, а один из гостей кардинала воскликнул: «Да ведь это так просто!» Тогда Колумб предложил ему решить вроде бы тоже простую задачу - поставить яйцо на стол вертикально. Когда тот, как ни старался, так и не смог этого сделать, Колумб, стукнув тупым концом яйца о стол, приплюснул скорлупу у основания и поставил яйцо на стол. После чего сказал: «Да, это действительно очень просто».

Просто и гениально, как и открытие Америки. Церетели воплотил эту легенду в скульптурный образ. Его композиция объединила в себе форму яйца и форму парусов. Внутри этого яйца-купола, образованного парусами и реями, стоит с картой в руке адмирал. Он готовит свой маршрут по волнам океана от Севильи через Атлантику. На парусах изображены мальтийские кресты и названия трех каравелл – «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья», на которых Колумб отправился в экспедицию и которые принесли ему мировой триумф первооткрывателя.

В 1994 году комиссия ЮНЕСКО по культуре назвала памятник «Рождение Нового Человека» лучшим произведением пластики XX века. Уменьшенный авторский вариант скульптуры ныне установлен перед зданием штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Название своего произведения автор объясняет тем, что, по его убеждению, Колумб «был Новым Человеком своего времени, и открыл для Европы Новый Свет».

Вторую часть проекта - «Рождение Нового Света» - предполагается установить на северном побережье Пуэрто-Рико, возле города Аресибо. Торжественное открытие монумента планируется в 2012 году, который объявлен Годом России-США. На этом монументе паруса раскрыты, здесь же присутствует карта того пути, который отважный адмирал проделал из Европы.

Скульптурная композиция «Архимед», выполненная из бронзы в 2004 году также представлена в этом зале. Модель памятника величайшему древнегреческому математику и механику Архимеду, была создана по предложению властей итальянского города Сиракузы, где в III веке до н.э. родился и жил ученый и чьи изобретения спасли город от римских воинов. Скульптор создал сложный образ, отражающий многостороннюю научную и философскую деятельность Архимеда. Фигура древнегреческого мыслителя вписана в арку, элементы которой составляют предметы, символизирующие открытия, сделанные им, - ведь Архимеду принадлежит множество технических изобретений, завоевавших ему необычайную популярность среди современников. Благодаря этому памятник можно «читать» как книгу об открытиях Архимеда.

Одно из подножий арки представляет собой ванна с погруженной в нее фигурой человека, напоминающая о самом известном законе Архимеда – законе гидростатики. В центре каждого из двух столпов арки присутствует элемент в виде винта, напоминающий о том, что его изобретателем тоже был Архимед. Визуально винт придает арке устойчивость и прочность. Наличие разнообразных геометрических фигур и чертежных приборов в скульптурной композиции указывает на открытия Архимеда в области математики. В композицию включена и астрономическая сфера - механический прибор, на котором можно было наблюдать движение планет, Солнца и Луны, также построенный Архимедом. Присутствие небесных сфер напоминают об Архимеде как создателе первого в мире планетария.

Сам облик великого ученого решен портретно в соответствии с дошедшими до нашего времени изображениями Архимеда. Древнегреческий изобретатель облачен в тогу – типичную одежду своей эпохи. В одной руке Архимед держит циркуль, другой - прижимает к груди книжный фолиант. Можно предположить, что это самый знаменитый труд ученого, которым он сам особенно гордился, «О шаре и цилиндре».

В также зале экспонируется наибольшая часть фигур из скульптурной серии «Горожане», отдельные герои которой встречаются и в других залах галереи. Это своеобразная сага о жителях родного города художника, Тбилиси, эпохи его детства и юности. И дело не только в том, что представителей многих профессий, привычных для 1930-х - 1950-х годов, вообще больше не существует – например, лоточников, уличных музыкантов и артистов, и у художника возникло естественное желание запечатлеть в бронзе ушедшие из жизни образы. В его памяти навсегда остался город, в котором дворник во дворе знал всех живущих в близлежащих домах по именам, где дети бегали одни, без родителей, к «любимому» башмачнику «за углом» починить туфлю, а соседи по дому участвовали в жизни друг друга…Поэтому серия «Горожане» - это и ностальгия мастера по многим практически исчезнувшим из повседневной жизни города нравственным ценностям – доброте, искренности, состраданию к «старым и малым», бескорыстию…

В одной скульптурной группе собраны и старенький дедушка с внуком на руках, и две женщины, разглядывающие драгоценности, и мужчина с дынями под мышкой в сопровождении дамы, и пожилая пара – рядом с сидящей женщиной стоит мужчина со связкой рыб в руке… Персонажи каждой из этих сценок установлены на отдельном пьедестале, благодаря чему их удобно рассматривать, они не мешают друг другу. А разглядывать эти фигуры очень интересно – ведь по сути, это мизансцены из жизни героев. Выше всех других в группе установлена трогательная пара мужчин, играющих на одной гармони: один одет в красноармейскую шинель и шапку-ушанку, другой – в военную гимнастерку. У их ног лежат две розы, как благодарность тем, кто воевал в Великую Отечественную. В образах этих двух героев запечатлен аромат послевоенного времени, когда ко всем участникам войны относились с огромным уважением и необычайной почтительностью - благодаря им горожане смогли вернуться к привычной мирной жизни.

Вторая группа серии «Горожане» объединяет людей конкретных занятий: музыкантов – скрипачей, гитариста, барабанщика, дудочника, а также часовщика, художника, крестьянина с вязанкой хвороста на спине… Часто на плече того или иного музыканта сидит птаха, которая своей пластикой созвучна пластике человеческой фигуры, она или внимает музыке, исполняемой персонажем, или посвистывает ей в такт. И вновь хочется подчеркнуть: художник изваял не просто фигурки отдельных людей, но целый мир каждого отдельного горожанина – вот часовщик с увеличительным стеклом в глазу работает за столом, уставленным всевозможными инструментами, художник с кистью в руке сидит перед мольбертом, а рядом с ним - натурщица, его муза и модель... Вот отдельно стоит способный растрогать любого зрителя крестьянин с ягненком в руках и с собакой, послушно примостившейся у его ног; или пара ортодоксальных евреев, не приемлющих друг друга настолько, что оба при встрече поворачиваются в противоположные стороны. Поражает удивительная память художника, который воспроизводит милые сердцу детали облика этих людей и огромная симпатия к ним, пронизывающая каждое изображение. Зураб Церетели постоянно расширяет серию «Горожане», дополняет ее новыми персонажами, они представлены на других выставочных площадках. Так что зрителя ждет еще много приятных знакомств.

Экспозиция последнего зала Галереи искусств, расположенного непосредственно перед комнатой, где Церетели проводит свои мастер-классы, представляет проект создания пока так и не осуществленного Детского парка чудес в Мневниках. На территории площадью 328 гектаров в пойме между парком Фили-Кунцево и Гребным каналом в Крылатском предполагалось создать уникальную систему аттракционов, павильонов и других объектов развлекательного, учебно-игрового и спортивного характера, отражающих историю, традиции и достижения культуры и искусства нашей многонациональной страны, раскрывающих в интересной форме многообразие окружающего мира. Идея создания детского парка, автором и инициатором которой выступил Зураб Церетели, родилась почти 20 лет назад, в начале 1990-х; президент Б.Н. Ельцин подписал соответствующий указ. Однако этот уникальный парк пока еще можно увидеть лишь в десятках толстенных папок, хранящихся в этом зале, с проектной и сметной документацией. Огромная работа была проделана, которая долгие годы оказалась не востребованной.

По характеру своей работы, детский парк в Мневниках предполагал быть парком активного отдыха и развлечений, связанных с познанием, творчеством, движением, играми. При этом отводилось место и уголкам спокойствия, тишины, созерцания, поклонения красоте, общения с природой. По замыслу автора, творчество должно играть определяющую, главенствующую роль в организации всей структуры парка и его функционирования. Стремясь «заразить» творческим поиском тех, для кого парк предназначается, - детей, автор уже во время работы над проектом привлекал учеников Академического художественного лицея к участию в его разработке. Сегодня в экспозиции представлены несколько макетов сооружений для будущего парка, выполненных начинающими художниками и архитекторами.

По своему функциональному зонированию детский парк разделен на шесть зон и включает ландшафтный парк, спортивный, тематический, поле для игры в гольф, гостиничные и административные корпуса. Тематический парк предполагается разместить в центральной части паркового ансамбля. В центре его композиции, в крытых павильонах и частично на открытом воздухе, организаторы предлагают раскрыть тему «Мир в человеке, человек в мире». В занимательной форме дети смогут узнать историю развития человечества, нашей планеты и всей вселенной. Названия павильонов, которые должны здесь разместиться, говорят сами за себя. Это павильоны «Земля», «Воздух», «Вода», «Огонь», «Путешествие в прошлое», «Жизнь животных и растений», «Космос», «Подводный мир», Центр детского творчества.

С южной стороны Тематического парка полукольцом расположатся отдельные тематические экспозиции, посвященные континентам земли. В экспозиции «Европа – наш общий дом» значительную часть займет раздел, посвященный многонациональной России и Москве, Санкт-Петербургу, Золотому кольцу. Другие тематические экспозиции будут посвящены странам Европы, а также Америке, Австралии, Африке и Азии. Каждая из экспозиций расположится в стилизованных архитектурных сооружениях, характерных для той или иной страны, того или иного континента. В них дети смогут познакомиться с культурой и искусством этих стран, достижениями науки и техники, национальными традициями, празднествами и играми.

Наиболее мощными по своему энергетическому заряду, пожалуй, являются три последних зала на втором этаже, расположенные непосредственно перед комнатой, где Церетели проводит свои мастер-классы. В эти залы стекаются картины, созданные художником во время занятий. Когда смотришь на эти работы, они абсолютно подчиняют зрителя своему эмоциональному заряду - ему невозможно противиться, невольно превращаясь то в героев холстов, то в великолепные цветы, пламенеющие охапками на полотнах, погружаясь в сказочное, но бесконечно живое пространство живописи Церетели.

Невозможно поверить, что эти работы созданы художником на восьмом десятке. Ощущение вкуса жизни бьет в них через край. И еще удивительно, как получается писать такие полотна во время занятий, будучи окруженным множеством людей? Какой невероятной концентрацией творческой силы надо обладать, чтобы сохранить ее для своего произведения, а не растратить на окружающую суету? Кстати, этому качеству тоже учатся те, кто посещает мастер-классы художника, о которых следует сказать несколько слов особо. Мастер-классы Церетели проводит регулярно. Начинались они семь лет назад как ежемесячные, а со временем стали проходить намного чаще. На них приходят не только дети, но и взрослые. Интересно видеть, как на этих мастер-классах все, независимо от возраста, становятся просто Учениками. Наблюдая за тем, как работает Учитель, они начинают сами творить и учатся здесь не только мастерству, но и воспринимают ту самую «жажду творчества», которая служит подлинной движущей силой истинного Художника.