Открытие выставки Александра Семенцова (1941-2005) "Метаморфозы Апокалипсиса".

Дата:  23.06.2014

20 июня 2014 года в музейно-выставочном зале Российской Академии Художеств, Галереи искусств Зураба Церетели состоится открытие персональной выставки Александра Семенцова «Метаморфозы Апокалипсиса».

На выставке будут представлены работы позднего периода, так называемые «военные» серии. Слово «военные» взято в кавычки, поскольку к батальному жанру в буквальном смысле эти аллегории не имеют отношения, несмотря на красноречивые названия «Бойня», «Вторжение», «Беженцы», «Бункер» и даже появляющиеся иногда конкретные географические отсылки. Семенцов рассказывает об актуальных исторических событиях на языке евангельской притчи. Потому не случайно тема распятия присутствует во множестве работ. Крест как знак страдания и обещание Воскресения, преодоления сил зла постоянно возникает в апокалиптических видениях Семенцова. Тут есть и невинные жертвы и монстры-палачи. Символизм переходит в карикатурность, а гротеск — в иконописный экстаз. И ведут художника по дорогам войны уже не мастера начала прошлого века, а два великих испанца — Гойя с его «Капричос» и «Ужасами войны» и Пикассо с его «Герникой» и тавромахиями. Отсюда жертвы инквизиции в островерхих колпаках, бычьи морды и туши. А деформированные людские тела напоминают полную отчаяния и ощущения бренности бытия живопись британца Фрэнсиса Бэкона.

Тема войны, смерти и некой неизбежности не всегда занимала художника. Начинал он с «безобидных» пейзажей Кавказа, а затем и Ленинграда, в духе «тихого» модернизма. Однако события 90-х годов, затронувшие непосредственно и жизнь самого художника (во время военных действий в Абхазии он стал практически беженцем и был вынужден перебраться в Ленинград, но узнав о трагических событиях, отправляется в горящих город за дочкой, все впечатления от этой поездки он выразил в графической серии «Лезвие») навсегда меняют проблематику и стиль его творчества, на смену воздушному лиризму пейзажей приходит напряженная и яркая драматичность. Появляется цикл картин и рисунков «Апокалипсис», отражающий острое переживание.

Несмотря на физико-математическое образование, Александр Николаевич отменно разбирался в истории искусства и формировался под руководством блистательного графика Василия Шухаева, у которого брал уроки в Тбилисской Академии Художеств, там же, он познакомился с одной из «амазонок авангарда» Варварой Бубновой,которая, несомненно, повлияла на становление художественного почерка Александра Семенцова.
Его творчество искусствоведы характеризую как сочетание русского импрессионизм в духе Константина Коровина с немецким экспрессионизмом в стиле Эмиля Нольде.

Выставка продлится до 13 июля 2014 года.