Современное художественное образование. Актуальные вопросы

Дата:  17.01.2013
16 января в Галерее искусств (Пречистенка,19) состоялась встреча президента Российской академии художеств Зураба Церетели с представителями СМИ. Основной темой обсуждения стали актуальные вопросы современного художественного образования.

В настоящее время в стране ощущается острая нехватка квалифицированных мастеров по творческим специальностям. Данная проблема возникла в начале девяностых годов в связи с закрытием целого ряда художественных комбинатов (Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Вучетича, Мытищинского завода художественного литья, Подольского художественного комбината). В это же время средние учебные заведения, которые готовили мастеров-исполнителей в области скульптуры, монументальной живописи, печатной графики, декоративно-прикладного искусства, практически прекратили подготовку по данным специальностям.

Для преодоления сложившейся ситуации Российская академия художеств выступает с инициативой создания в структуре академии образовательного центра по подготовке мастеров-исполнителей высшей квалификации, что позволит также организовать единую централизованную систему по подготовке специалистов в сфере исполнительского искусства.

На встрече был рассмотрен не менее актуальный вопрос, касающийся востребованности и трудоустройства выпускников творческих вузов, в том числе академических художественных институтов. Ранее существовало целевое направление на работу молодых художников, скульпторов, искусствоведов, а также система государственных заказов, получаемых через творческие союзы художников. В настоящее время такая практика утрачена.

Российская академия художеств в меру своих возможностей решает данную проблему с помощью имеющихся в ее структуре творческих художественных мастерских в Москве, Санкт-Петербурге и ряде российских регионов, в которых наиболее талантливые выпускники творческих вузов продолжают свое обучение и дальнейшее профессиональное развитие. Кроме того, выпускники, проявившие помимо творческих и педагогические способности, приглашаются на преподавательскую работу в академические институты и лицеи.

Как было отмечено на встрече, в настоящее время решение этой проблемы требует участия и поддержки государственных структур.