Музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств» разместился в одном из красивейших памятников архитектуры эпохи классицизма в Москве – во дворце князей Долгоруковых XVIII века, выстроенном как раз в то время, когда императрица Екатерина II утверждала устав незадолго до этого созданной Академии «наук и художеств».

История создания дома 19 на Пречистенке окутана тайной, так как до сих пор не обнаружены документы, сообщающие о точной дате строительства или об имени архитектора. Дом, датированный исследователями по стилистическим данным и литературным источникам 1780-ми годами, традиционно называется домом А.Н.Долгорукова. Это связано с тем, что воплощенный замысел архитектора сохранили чертежи, включенные когда-то во 2-й альбом партикулярных строений (так называемые альбомы М.Ф.Казакова). Все чертежи с изображением этого дома озаглавлены «План (или фасад) дому Князя Долгорукова на Пречистенке». Князья Долгоруковы действительно владели этим домом с 1793 по 1846 год.

Кто бы ни был автором этого дома, архитектурные достоинства его очевидны. Пречистенский дом, фасад которого растянулся вдоль красной линии улицы, производит сейчас впечатление единого здания. В действительности он был задуман как группа сооружений, состоявшая из главного дома и боковых флигелей.

Главный фасад здания - эффектный и торжественный, выполнен в «итальянском стиле». Трехризалитная композиция палладианской виллы, бельведер с плоским куполом, открытые лоджии на переходах, итальянские окна в верхних ярусах боковых фасадов, балкончики, разнообразный рисунок руста, - вот это далеко не полный перечень приемов, ангажированных архитектором в репертуаре итальянского Ренессанса.

Денис Давыдов, бывший некогда владельцем соседнего дома, назвал его в шутливом стихотворном послании «дом богатый, величавые палаты, мой Пречистенский дворец». Эти строчки, безусловно, выражают впечатление, которое производил и дом на Пречистенке, 19.

Жившие в этом доме-дворце родовитые и состоятельные князья Долгоруковы не были рядовыми людьми своего времени. Все три сына А.Н.Долгорукова были военными и дослужились до генеральских званий. Старший сын Илья в молодости был склонен к вольнодумству, являлся членом «Союза благоденствия». Сторонник республиканской формы правления, он, однако, отошел от движения декабристов и в восстании не участвовал. Будучи заметной фигурой среди вольнодумцев, И.А. Долгоруков привлек к себе внимание А.С.Пушкина, который назвал его в романе «Евгений Онегин» «осторожный Илья».

По иронии судьбы, средний брат Василий 14 декабря 1825 года, будучи молодым корнетом, находился во внутреннем карауле Зимнего дворца. Василий проявил себя верным престолу офицером, за что впоследствии Николай I очень ему благоволил. В.А. Долгоруков дослужился до должности военного министра, затем был членом Государственного Совета и даже шефом жандармов.

Младший брат, по легенде, родившийся в доме на Пречистенке, в комнате, где впоследствии была устроена домовая церковь, проживший долгую жизнь, в 1865 году был назначен московским генерал-губернатором. Он занимал эту должность до 1891 года, до своей смерти. Современники отзывались о нем с уважением, особенно выделяя его деятельность во время русско-турецкой войны 1777-1778 годов. Вл.А. Долгоруков сумел организовать множество комитетов Красного Креста, собрал большие пожертвования в пользу раненых, создал военный госпиталь.

В период, когда домом владели князья Долгоруковы, он пережил и радостные и трагические моменты. В страшный московский пожар 1812 года Пречистенка сильно горела, большинство зданий очень пострадало. Не избежал общей судьбы и дом князей Долгоруковых. Он восстанавливался постепенно, в течение многих лет, вплоть до 1847 года.

В 1846 году князья Долгоруковы продают дом чиновнику А.Н.Лаврентьеву, после которого владельцем усадьбы становится подпоручик Н.П.Воейков. В 1868 году «кавалерственная дама» генеральша Чертова основала в доме на Пречистенке, 19 Александро-Мариинское училище для воспитания и образования дочерей офицеров, военных чиновников и врачей московского военного округа.

В связи с новым назначением дом перестраивается. Во имя школьных нужд исчезают изысканные интерьеры, появляются дополнительные пристройки. Училище вскоре приобретает известность, результаты воспитания и обучения признаются замечательными. В 1899 году Александро-Мариинское училище получает статус института. В 1901-1903 годах к заднему фасаду пристраиваются дополнительные трехэтажные корпуса.

Александро-Мариинский институт действительно давал хорошее воспитание и образование. Достаточно сказать, что в начале XX века в нем преподавал Н.А.Кун, по книгам которого большинство населения России до сих пор знакомится с мифами Древней Греции и Рима, а одной из главных попечительниц была Велика княгиня Елизавета Федоровна. Интересно, что выпускницей Александро-Мариинского института 1916 года была легендарная актриса Малого театра Е.Н.Гоголева. Вскоре после революции институт прекратил свое существование. Уже в 1918 году в это здание вселилась Химакадемия (вероятно, будущая Академия химзащиты). В 1921 году ее сменила Академия Генштаба РККА, которая в 1925 году получила имя М.В.Фрунзе. Ее выпускниками и преподавателями были видные советские военачальники. С 1936 года по недавнее время в доме располагались военные организации.

Однако дому на Пречистенке предписано было пережить еще один поворот судьбы и вновь вспомнить о своем дворцовом прошлом. В конце 1990-х особняк был возрожден в своем историческом виде и в нем разместился новый Музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств». Его создание принадлежит к числу благотворительных культурных инициатив, осуществленных З.К.Церетели наряду с созданием Московского и Российского музеев современного искусства (1999-й и 2008 гг. соответственно) и реставрацией исторического ансамбля сооружений Академии художеств в Санкт-Петербурге (2003 г.).

Комплекс «Галерея искусств» включает около пятидесяти залов общей выставочной площадью 10 000 кв. м внутри здания, а также огромный атриум; обладает современным музейным оборудованием и техническим оснащением. Здесь проводятся масштабные российские и международные выставки, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну. В галерее экспонируется коллекция слепков с античной скульптуры, которые используются как обязательные и основные модели для учебного рисования. И здесь же представлено многообразие творчества создателя Галереи искусств, президента Академии художеств Зураба Церетели.